отзывы о четвертой московской биеннале современного искусства
28.09.2011
Sidorkina Galina

P.S. Личные впечатления о 4-й Московской биеннале

Мое главное личное «открытие» про Московскую биеннале современного искусства – это то, что совсем не возникает ощущения, что это московское, да и вообще русское событие. Возможно, дело в том, что ее куратор – Петер Вайбель – немец по национальности, да и экспозиций иностранных художников на биеннале в Москве было едва ли не больше, чем русских. В общем, 30 октября, когда московская биеннале закончится, ее экспозицию целиком можно будет смело вести в Европу, Азию, Америку или даже Африку, показывая в качестве местной. Вывод один – процесс глобализации налицо даже в современном искусстве.

Вторая яркая черта Московской биеннале – то, что, в принципе, все и ждали, исходя из анонсов выставки и многообещающих заявлений Вайбеля, который грозился показать современное искусство в эпоху новой цифровой культуры, – это то, что традиционные формы – картина, скульптура и проч – в рамках биеннали были очень сильно задвинуты на второй план. Большинство композиций представляли из себя интерактивные инсталляции на базе мультимедиа технологий.

Третье, не менее важное, – современное искусство перестало требовать не только многолетнего обучения, но и получение специального образования. Творить под руководством кураторов выставок стали все без исключения активные слои населения, используя в качестве инструментов для творчества не скучные и трудоемкие холст, масло и мрамор, а все, что попадается под руку. Не только запылившиеся семейные фото и видео архивы, но и старые наушники («Свидетель» Сьюзанн Хиллер), целлофановые пакеты, прошлогоднюю мишуру и даже кучи мусора. И вообще главным моментом, определяющим ценность того или иного произведения стали отнюдь не мастерство и трудоемкость, а оригинальность и остроумие художественного замысла.

Еще бросилось в глаза и небывалое развитие системы кураторства. В большинстве случаев на биеннале слышалось не «Выставка такого-то художника», а «Выставка такого-то куратора».  Не знаю, чем именно это вызвано, может, сильной торговой ориентированностью столичного современного искусства…

В последний день, пройдя основной проект в Art Play вдоль и поперек, я сделала для себя вывод, что основной проект на биеннале – это не самое главное, что надо смотреть. И по традиции, музеем, выставка которого больше всего понравилась и удивила лично меня оказалась, как всегда, в МАММ.

Добавить комментарий

(Обязательно)

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: